ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ.
Привычка – это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически. На первый взгляд кажется, что «вредные привычки» бывают только у взрослых. Но, к сожалению, они встречаются и у детей.
Как избавить ребенка от вредной привычки? - один из самых часто задаваемых вопросов, с которым обращаются к психологу родители и воспитатели. Давайте вспоминать, какими бывают вредные привычки: ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием), сосание верхней, нижней губы, откусывание (касание) губ, наматывание, накручивание волос на палец (иногда и с последующим их выдергиванием), подергивание края уха, бровей и ресниц. А также «гастрономическая» тяга к одеялу, простыням, карандашам и ручкам, привычка жевать волосы, края кофточки, и вообще всего, что «вкусно» - того же поля ягоды. Стоит отметить, что у маленьких (грудных) деток сосание пальца - абсолютно нормальное явление.
Все «вредные привычки», проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой одну основу - это способ снятия внутреннего нервного напряжения. Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Это совсем не означает то, что во всем виноваты родители. Любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования может способствовать возникновению внутреннего напряжения, которое он будет снимать «своим методом». Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации.
Ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.
Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать ребёнку эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете только усиливать ее. Более того, если вы бьете по рукам, мажете пальцы горчицей — у малыша усиливается внутреннее напряжение. И даже если вам удастся таким способом погасить одну привычку, очень скоро в быту ребенка появится другая, аналогичная.
Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит.
ЧТО ПОМОЖЕТ?
Самое главное (и самое сложное) — понять, что символизирует эта привычка, недостаток чего она замещает, что она дает ребенку (чаще это успокоение, выражение злости, привлечения внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом, не удовлетворял эту потребность дурной привычкой.
Попробуйте уделять ребенку больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.
Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запрещенные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.
Попробуйте придумать новые интересные занятия, которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение — тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.
Надо сказать, что вредные привычки — это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.
Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не сдержать ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.
Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.
Не запрещайте злиться, научите ребенка выражать свой гнев.
Научите ребенка радоваться и получать удовольствие от каких-то других вещей, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
Адаптация детей к условиям ДУ
Адаптация – это процесс приспособления ребенка к изменившимся условиям окружающей среды. Во-первых, адаптация – это процесс. Причем процесс довольно долговременный. В целом весь первый год в детском саду является адаптационным. Но существует и период острой адаптации. Принято выделять несколько сроков. 2-3 недели. Это минимальный срок острой адаптации, необходимый для перестройки как организма ребенка, так и его отношений с окружающими. Часть детей адаптируется именно в эти сроки. От 3 до 6 недель. Это средний срок острой адаптации. Большинство детей адаптируется именно в эти сроки. Более 6 недель – такая затянувшаяся острая адаптация говорит об определенных проблемах в приспособлении к условиям ДУ. Таких детей, как правило, немного. Это дети, склонные к частым или хроническим заболеваниям. Дети, чрезмерно окруженные опекой в семье в связи с чем не в состоянии «оторваться» от близких. Дети, имеющие нарушения в развитии (отставание в развитии, личностные патологии). Стоит сказать, что успешность протекания адаптационного периода зависит не только от ребенка, но и от готовности родителей отпустить своего ребенка в группу. Здесь играют роль страхи и тревожность мамы (не стоит показывать это малышу), умение мамы налаживать контакт с ребенком (поговорить о том, что было в детском саду). Из всего выше сказанного хочется вывести некоторые правила: Не стоит с утра вести ребенка в детский сад и давать ему кучу наставлений, чего делать нельзя. Лучше расскажите о том, что можно замечательно делать в детском саду и о том, как будет здорово вечером рассказать все это маме. А воспитательную беседу лучше провести вечером по результатам дня. Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте его воспитателя и детский садик с негативным оттенком. Ваше отношение быстро передастся ребенку и он больше никогда не захочет туда идти. Приведите режим ребенка дома к режиму, похожему на детсадовский, в таком случае многие режимные моменты ребенок будет воспринимать намного легче. Если ребенок с утра встает с трудом – заведите себе правило: будить ребенка на 15 минут раньше обычного. Таким образом и подъем для него не будет резким и многих конфликтов по утрам можно будет избежать. Подбирайте одежду для ребенка в детский сад исходя из правил: что проще, то лучше. Обувь лучше на липучках, меньше завязок, шнурков, трудных замков. Дети еще научатся все это правильно одевать, но сейчас это для них дополнительный стресс. Хорошо давать детям возможность разрядиться после детского сада. Нахождение целый день в присутствии большого количества людей вызывает нервное перенапряжение, которое необходимо снимать. Можно дать побеситься ребенку после сада, побегать на улице или использовать тихие релаксационные игры. Что должен знать и уметь ребенок 3-х лет. Трехлетний ребенок должен уверенно координировать движения корпуса, рук и ног и хорошо держать равновесие. Он знает 8 основных цветов, безошибочно различая их, и основные формы: круг и квадрат, треугольник и овал, ромб. Знает такие понятия как один-много, большой-маленький, понимает предлоги на, под, за, перед, в. Имеет понятие о правой и левой сторонах. Прекрасно справляется с игрой-вставкой по формам. Правильно собирает пирамиду и не очень мелкие пазлы (4-6 частей), складывая их по предложенной картинке. С удовольствием собирает фигуры из конструктора и кубиков. Может не отвлекаться 5-10 минут, выполняя задание по предложенной модели. Малыш овладел некоторыми санитарно-гигиеническими навыками, может самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, одеваться, раздеваться, обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц, умеет правильно сидеть за столом, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, вытирать губы после еды салфеткой, научился полоскать рот после еды и чистить зубы, знает свое полотенце и его место, освоил пользование горшком.
НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА?! НЕ ЗНАЕШЬ, КАК СПРАВИТЬСЯ с СИТУАЦИЕЙ?!
ТЕЛЕФОН КРУГЛОСУТОЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: 170
- Консультация «Адаптация детей к детскому саду»
Это раздел будет полезен не только родителям детей, которые готовятся к поступлению в детский садик, но и всем, кто заинтересован в благоприятном протекании адаптации ребенка к дошкольному учреждению, т.к. детям приходиться адаптироваться к садику и после длительных каникул, и после непродолжительной болезни.
В чем основная польза садика для малыша?
Одним из главных козырей в пользу посещения ребенком детского сада является ориентированность дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка. Сейчас в детских садах много дополнительных специалистов, играющих важную роль в развитии ребенка. Это психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования и др.
Не стоит забывать, что в детском саду у детей появляется возможность активно взаимодействовать со своими сверстниками в игровой среде. Следует обратить внимание и на то, что в садике ребенку прививаются режимные моменты, дающие основу школьному временному распорядку.
Как помочь ребенку привыкнуть к режимным моментам в детском саду?
Для начала вам нужно узнать режимные моменты садика, в который вы планируете ходить. Как правило, в большинстве садов они не сильно отличаются друг от друга и примерно выглядят следующим образом: завтрак 8:30, обед в 12:00, сон с 13.00 до 15.00. За месяц до поступления ребенка в детский сад дома необходимо придерживаться режимных моментов детского сада. Можно заранее ознакомиться с меню детского сада и по возможности готовить дома некоторые блюда, включая в обед полный набор блюд (первое, второе, третье).
Привыкание к режимным моментам в детском саду должно протекать постепенно. Попробуйте привести ребенка вначале на пару часов в садик, затем, увеличивая, время пребывания в детском саду до обеда, потом заберите ваше чадо после сна и если малыш уже не так бурно реагирует на расставание с мамой, можете попробовать оставить ребенка в саду на целый день.
Не забудьте рассказать про режимные моменты вашему малышу. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет ваше чадо, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда и т.п. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Какие основные трудности могут возникнуть у малыша в первый день в детском садике?
Во-первых, малышу может не понравиться, что мама собирается уйти из садика без него. Нужно заранее подготовить ребенка к тому, что некоторое время он побудет без мамы и поиграет с другими детками в интересные игры.
Во-вторых, при попадании в новую атмосферу ребенок может растеряться при виде большого количества незнакомых сверстников. Полезным может оказаться заблаговременное знакомство с некоторыми детьми из вашей группы. Например, можно заранее с кем-нибудь познакомиться и вместе поиграть на площадке возле дома или прогуляться вокруг детского сада. Заранее познакомьтесь и с воспитателями.
В-третьих, обратите внимание, на сколько ваше чадо приучено к самостоятельности и не стесняется ли оно просить помощь у взрослого. В игровой форме попросите ребенка, чтобы он показал вам, как умеет кушать сам, как у него получается натягивать трусы, колготы, носки, обувь, как он умеет пользоваться горшком.
Соберите ребенку с собой все необходимое, что может потребоваться ему, пока он будет без вас. Подберите ребенку удобную одежду и обувь, чтобы соответствовала нужному размеру и температурному режиму в группе. Желательно одевать и давать запасную пару хлопчатобумажных носок и колгот, если вдруг у ребенка запотели ножки, их легче снять и одеть. Приучайте ребенка соблюдать порядок и аккуратность вещей в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей не должно быть.
Малыш попал в новую для него среду, поэтому наберитесь терпения и окружите его любовью и вниманием. Собирая ребенка в детский сад, не торопите его, при этом сами старайтесь не раздражаться.
Как в первые дни помочь ребенку привыкнуть к садику?
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
- Интересуйтесь у малыша, как прошел день, чем он занимался, в какие играл игрушки, что нового узнал на занятиях и т.п. Ребенок с вами поделится, и будет знать, что его времяпрепровождение в детском саду вам не безразлично.
- Эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится»Памятка «На заметку родителям будущих первоклассников»
Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс!
Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс:
1.Назвать свое имя, фамилию, домашний адрес.
2. Знать имена и отчества своих родителей.
3. Знать названия и признаки времен года.
4. Знать названия месяцев года, назвать текущий.
5. Знать названия дней недели, назвать сегодняшний день и число (в утренней беседе по дороге в детский сад).
6. Объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
7. Назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
8. Назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
9. Посчитать до 8 детенышей вышеперечисленных животных и птиц.
10. Знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
11. Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях.
12. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках.
13. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета.
14. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
15. Как назвать одним словом жуков, бабочек, пауков.
16. Кто живет в море.
17. Назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
18. Какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
19. Определить лишний предмет:
помидор, огурец, яблоко, морковь;
зайчонок, котенок, бельчонок, волчонок;
лодка, грузовик, корабль, катер
шуба, шапка, сапоги, шарф;
затылок, подбородок, переносица, пятка.
20. Показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
21. Дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
22. Как называется город, в котором живем.
23. Какие профессии знает.
24. Кем работает мама и папа.
25. Какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
26. Какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви, инструментам, транспорту и т.д.
27. Чем отличаются гласные звуки от согласных, твердые от мягких.
28.Что такое шипящие, глухие и звонкие звуки и т.д.
29.При думать слово, которое начинается со звуков: «С», «К», «М» и т.д.
Список не исчерпывающий, но дающий возможность ориентироваться в возможностях своего ребенка, и определять направления, которые требуют дополнительной проработки.
Удачи Вам и Вашему первокласснику!
</article>Памятка воспитателям: "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".
Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания
одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры
человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский).
Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве
владеют актёры.
Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.