Надо ли дошкольников прививать правила этикета? Не приведёт ли это к через мерной регламентации поведения детей, к их "невелировке" в результате которой они станут похожими друг на друга? Можно ли добиться от ребёнка выполнения правил поведения установленных в обществе? Да и вообще, от чего зависит его поведение: от воспитания или от врождённых качеств?
Немного истории . Что такое этикет?
Это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.
Суть его - в умении быть приятными для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства.
Сравним, например, поведение русского человека в 16 и 18 вв.. Городской московский житель в 17 в. руководствовался указаниями "Домостроя", которые учили его быть хозяином своего дома, господином жены, детей и слуг, находится в полнейшем подчинении от того, кто знатнее и богаче его, не задумываться над чувствами и настроениями тех, кто находился ниже на социальной лестнице. В 18в. в России на основе европейского этикета и русских обычаев и традиций формируется новый порядок поведения. Знатный человек того времени, стремившийся сохранить свои позиции при царском дворе, руководствовался правилами изложенными в книге "Юности честное зеркало ". По- прежнему сохранились почитание более знатного, приоритетное положение мужчины - хозяина дома, но в жизни стали активно входить понятия приятности общения, умения нравиться, быть человеком галантным. Постепенно менялся сам стиль общения. В 19в. этикет рассматривался как соблюдаемое во всех случаях жизни "знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости".
Размышления о современном этикете.
В настоящее время основными правилами этикета можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям , стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаём путь развития культуры своего поведения. В ситуациях, когда одни этикетные правила противоречат другим, мы выбираем те, которые представляются нам наиболее разумными. Например, вы знаете, что столовый этикет предписывает пользоваться ножом и вилкой, но как вы поступите, оказавшись в доме, хозяева которого – в силу каких-то причин не придают этому значения и не подали ножи? Станете ли требовать нож, чем поставите в неудобное положение хозяйку или примете те правила, по которым живут в этом доме? Представьте себе такую ситуацию: вы не умеете пользоваться столовыми приборами, но пришли в дом, в котором неукоснительно придерживаются правил столового этикета. Что делать? Чтобы обезопасить себя, желательно изучить современный этикет и начинать это следует в детском саду, помня слова В.Г. Белинского «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Культура общения.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются – этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести за столом, разговаривать по телефону, знакомиться и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Если правильно прививать культуру общения, то ребёнок третьего года жизни проявит сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к переживанию.
В 4 года ребёнок уже сознательно вежлив, сдержан в поведении. Общаясь, он не перебивает собеседника. Правда, это ещё плохо получается. Нужно учить его терпеливо ждать своей очереди высказать собственные мысли. Без терпения и выдержки сложно адаптироваться в дошкольном учреждении. Возникнут трудности в общении. Поэтому, чтобы ребёнок не стал эгоистом, нужно учить его считаться с интересами других.
Формирование навыков культуры общения у детей
дошкольного возраста.
Возраст детей |
Формируемые навыки |
2-3 года |
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова выражающие просьбу, благодарность. Называют по имени и отчеству взрослых, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам, отзываются на просьбу. |
3-4 год |
Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаются к сверстникам, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. |
5-6 лет |
Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе , дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. |
6-7 лет |
Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и сверстниками. |
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Лучше лишний раз напомнить ребёнку, как нужно себя вести, чем кричать на него, что он не так поступил.
В дошкольном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызвало недоумение у окружающих.
Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример!